26.07.2024
Права заемщика: что стоит знать
Заключая договор с МФО, заемщик берет на себя обязанность по выполнению условий договора и своевременному возврату денежных средств. Однако у него есть и комплекс прав, которые позволяют обеспечить интересы гражданина. Они защищены действующим законодательством и строго соблюдаются. Несоблюдение прав прав заемщика может стать основанием для обращения в суд и привлечения лиц, допустивших возникновение нарушения.
- Значение прав заемщика в МФО
- Основные права заемщика в микрофинансовых организациях
- Гарантии и защита прав потребителей в МФО
- Что делать в случае нарушения прав заемщика
Значение прав заемщика в МФО
Заемщик – лицо, которое получает имущество или денежные средства по договору на возмездной основе. Подписывая соглашение, он приобретает целый комплекс обязанностей. В результате гражданин оказывается в уязвимой позиции на период возврата денежных средств.
Закон стремится защищать всех участников сделки. Сегодня действуют нормы, которые призваны не допустить возникновение нарушений и обеспечить защиту прав заемщика. В частности, предпринимаются меры, призванные ограничить значение переплаты. Она не должна быть слишком большой. Сегодня ограничение установлено на уровне 0,8% в сутки. Ставка не может быть выше этого показателя. Ограничение призвано сохранить финансовое благополучие гражданина, сделать условия сделки приемлемыми.
Наличие прав заемщика защищает не только от чрезмерной переплаты. Их присутствие способствует предотвращению нарушений следующих видов:
- сокрытия информации обо всех нюансах предоставления займа – гражданин сможет требовать весь комплекс сведений, которые необходимы для грамотной оценки условий сотрудничества;
- запрета на досрочное погашение микрокредита – закон позволяет компаниям устанавливать только потребность в уведомлении о выполнении процедуры;
- навязывания дополнительных услуг – заемщик сам решает, каким перечнем предложений он хочет воспользоваться;
- возможности отказа от получения одобренного займа – даже если заемщик получил положительное решение, он может не брать деньги в долг, если передумал или начат сотрудничество с другой организацией;
- включение в договор правила о том, что все споры могут рассматриваться только по месту нахождения кредитной организации – по общему правилу заемщик имеет право обратиться в суд по своему месту жительства, что сокращает расходы, а также экономит время;
- внедрение обязанности по уплате дополнительных комиссий и штрафов, которые не действовали на момент подписания договора, однако были приняты в кредитной организации в последующем – такие действия со стороны кредитора являются нарушением и могут стать основанием для обращения в суд;
- предоставление информации о размере долга только за дополнительную плату – гражданин может запросить сведения о своем кредитном счете абсолютно бесплатно.
Перечень прав заемщика формируется с учетом текущей ситуации. Он обновляется вместе с развитием системы предоставления микрозаймов. Законодатели принимают новые нормы, призванные защитить права гражданина.
Основные права заемщика в микрофинансовых организациях
У заемщика есть целый комплекс прав, которые охватывают все сферы сотрудничества с кредитором. Они следующие:
- Гарантия сохранения личных данных. Кредитор не может передавать их третьим лицам. Исключение составляет передача сведений в БКИ для формирования кредитной истории. Однако компания обязана запросить разрешение на выполнение подобного действия. Гражданин соглашается с процедурой, когда подписывает договор, но только в случае, если в него включены соответствующие пункты.
- Предоставление исчерпывающих сведений о микрозайме или кредите. Гражданин должен обладать всем комплексом информации о нюансах сотрудничества с МФО. Утаивание размера процентной ставки, комиссий и прочих условий недопустимо.
- Получение денежных средств в установленный срок. Задержки запрещены. Если кредитор нарушает сроки перечисления, гражданин имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке.
- Отказ от получения денежных средств. Однако выполнить процедуру можно только до того момента, пока кредитор не отправил сумму. После этого право на выполнение действия исчезает.
- Выполнение досрочного возврата денежных средств без предварительного уведомления. Правило действует, если с момента подписания договора прошло меньше 14 дней. Затем в соглашение может быть включен пункт, предписывающий заранее уведомлять кредитора о выполнении процедуры.
- Предоставление информации об операциях по счету. Причем заемщик имеет право получать весь комплекс сведений абсолютно бесплатно.
- Оспаривание соглашения, если денежные средства так и не были получены. Однако придется доказать, что нарушение действительно имеет место быть.
Гарантии и защита прав потребителей в МФО
Существует целый комплекс нормативов, из положений которых вытекают гарантии защиты прав заемщиков МФО. В частности, речь идет о следующих документах:
- Закон «О защите прав потребителей». Это основной нормативно-правовой акт, который действует, когда речь идет о коммерческом взаимодействии с физическими лицами. Он регламентирует основные правила сотрудничества между поставщиком услуги и ее получателем. Однако норматив действует только в том случае, если займодавцем является юридическое лицо.
- Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)». Норматив фиксирует все правила предоставления денег в долг, определяет, как необходимо действовать, чтобы закрыть задолженность и не столкнуться с негативными последствиями.
- Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и МФО». Определяет особенности работы микрофинансовых организаций, закрепляет основные аспекты взаимодействий между заемщиком и кредитором.
Нормативы закрепляют права и обязанности сторон, а также обеспечивают их защиту. Все участники сделки должны строго соблюдать положения законодательства. Если кредитор допускает нарушение, заемщик имеет право добиться восстановления законных прав и интересов. Однако действовать необходимо строго в соответствии с положениями законодательства. В частности, придется соблюдать установленный порядок отстаивания своих интересов.
Что делать в случае нарушения прав заемщика
Если заемщик подозревает, что его права и законные интересы нарушены, паниковать не стоит. В первую очередь необходимо удостовериться, что установленные нормы действительно не соблюдают. Для этого следует обратиться к юристу, специализирующемуся на предоставлении правовых консультаций по финансовым вопросам. Он изучит все нюансы сложившейся ситуации, а затем сообщит, действительно ли присутствует нарушение. Если оно выявлено, необходимо:
- Подготовить жалобу и направить ее кредитору. С ее помощью удастся попытаться разрешить ситуацию мирным путем. В документе необходимо отразить все аспекты сложившейся ситуации, сослаться на положения законодательства, обеспечивающие соблюдение прав заемщика, а затем выдвинуть требования об устранении нарушений. Документ готовят в двух экземплярах. Один из них остается у заемщика, а второй направляется кредитору. Вручить жалобу можно во время личного визита, отправить заказным письмом по почте или передать через третье лицо.
- Дождаться ответа на жалобу. Его должны предоставить в разумный срок. Период исчисляется с момента получения обращения. Кредитор может согласиться с допущенным нарушением и устранить его или вынести отрицательное решение. Если ответ заемщика не устраивает, он имеет право обратиться в суд.
- Подготовить документы, если предстоит судебное разбирательство. В список нужно включить все финансовые документы, имеющие отношение к делу, а также предоставить доказательства правоты заемщика.
- Заполнить исковое заявление. Это основной документ, который служит поводом для начала разбирательства.
- Получить уведомление о дате проведения слушания и принять участие в нем.
- Узнать решение суда. Он может удовлетворить или отклонить запрос.
- Оспорить решение, если оно не устраивает заявителя. На это дают 1 месяц с даты вынесения вердикта.
Заключение
Таким образом, у заемщика есть целый комплекс прав, которые защищены по закону. Они призваны обеспечить его интересы, предотвратить неправомерные действия со стороны кредитора. Если компания все же допускает это, можно подать жалобу или направить исковое заявление в суд. Так удастся принудить кредитора соблюдать положения законодательства и учитывать интересы заемщика.
Сумма займа
1 000
30 000
Срок
7 дней
30 дней
Вы возвращаете
0
0
Промокод — скидка на заём. Получить его можно участвуя в акциях, рассылках или в группе VK